17 янв. 2009 г.

По следам Ивэра Нойманна

Татищев закладывал восточную границу Европы на Урале в то самое время, когда официальная позиция французов, хозяев термина "Европа", не рассматривала в составе континента даже восточные немецкие княжества.
Жак Морен утверждал, что Европа — понятие "безграничное". Словно согласные с этим мнением, представители разных концов "Старого Света" предпочитают видеть Европу там, где им заблагорассудится.
Англичане принимают данное звание неохотно, как бремя: континент не ровня морской Империи, пускай последней давно нет в помине. Впрочем, многонациональному составу нынешней Британии и впрямь могут позавидовать на другой стороне залива.
Вчера получившие свой титул, представители т.н. Центральной Европы — как будто на дворе позапрошлый век — тычут в сторону России с воплем страха и презрения: "Варвав у ворот", — на что французы с немцами, знающие, кто есть кто, не обращают внимания.
Вот уже и страны бывшего СССР слюнявят руку, дабы пригладить волосы: и мы, дескать, Европа. Только какая? Быть Восточной - неудобно! С русскими?! А кто-то осмелится назвать Грузию не Восточной Европой? Какая из Грузии Европа вообще, если для присоединения её к себе Российская Империя —вот уж кто действительно был варваром у ворот для тогдашней Европы — полвека потратила на борьбу с настоящим Востоком? То бишь с Кавказом, в цивилизованности которого сейчас Там сомневаются явно меньше, чем в цивилизованности современной России.
Хотя это всё не мешает нециим называть Европой и Израиль. Вот уж, право, "безграничное" понятие! Объясняется это, с другой стороны, "культурной идентичностью". Сия идентичность, видимо, не одно десятилетие оставляет на пороге "Европы" Турцию. Пожалуй, рядом с Россией. Однако, интересно представить, кто бы оказался на пороге Европы (всё с той же Россией), переступи она через себя и назови турков своей частью! Но об этом в Европе успели подумать и без нас, и потому уже в прошлом году заложили основы Средиземноморского союза.
Мы выходов к Средиземноморью не имеем и потому заранее можем отойти в сторонку. Вот так-то мы, по всей вероятности, и вспомнили, что у нас полно непаханной земли и за Уралом, и пошли дружитьс Азией и Тихим Океаном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий